Классный руководитель

Администрация города Нижнего Новгорода

 

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 100

с углубленным изучением отдельных предметов

 

 ПРОГРАММА

 

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

классного руководителя Ильиной Ж.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2011 г.

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

С поступлением в школу круг общения ребенка расширяется, повышаются требования к его поведению. Если между ребенком-дошкольником и окружающей его жизнью посредником почти всегда является взрослый, то школьнику часто приходится самостоятельно решать, как вести себя, как поступить в той или иной ситуации. Бесконфликтному, уверенному вхождению ребенка в широкий круг общения поможет знание правил культурного поведения, правил современного этикета. Нужно объяснить ему, что такое общественные места и почему в них следует соблюдать определенные правила поведения. Это места, в которых собирается много людей: транспорт, театры, кинотеатры, концертные залы, музеи, столовые, кафе, рестораны, магазины, школа, класс, детский сад, который он раньше посещал. Люди отличаются друг от друга: старшие и младшие, мальчики и девочки, мужчины и женщины; у каждого свои взгляды, интересы, желания. Соблюдение правил поведения позволяет, не ущемляя интересов окружающих, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации.

Предъявление единых требований к поведению учеников составляет обязательное условие в работе по воспитанию культуры поведения и раскрытию способностей каждой отдельной личности“ …Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса”, – писал А. С. Макаренко.

    Программа по воспитательной работе в начальной школе представляет собой системную целенаправленную работу по воспитанию основных правил культурного поведения  и воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально — значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

   

 Возраст школьников, участвующих в реализации  Программы – 7–10 лет (обучающиеся 1–4-х классов).

Методы и формы

  • беседы и наблюдения
  • классные часы
  • занятия- практикумы
  • экскурсии, экологические и фольклорные экспедиции
  • тематические праздники и вечера
  • устные журналы
  • дискуссии
  • конкурсы
  • игры, соревнования
  • родительские собрания в различных формах

Актуальность Программы

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье — это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно — воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем идейно- нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

 

 

 

 

Цель воспитательной работы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

 

 

 

Задачи:

  1. Развивать умение общаться и

сотрудничать с  товарищами,

родителями, педагогами.

  1. Создавать условия для развития

творческих и интеллектуальных

способностей детей.

  1. Создавать условия для поддержания

стабильного здоровья обучающихся.

  1. Формировать самостоятельность,

расширять возможности для развития

трудовых, художественно-

эстетических умений и навыков.

  1. Формировать  культуру  поведения.

 

 

 

 

 

      1 класс

  • успешная адаптация к школьной жизни;
  • эмоциональная устойчивость обучающихся;
  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

2 класс

  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
  • негативное отношение к вредным привычкам;
  • создание органов классного самоуправления.

3 класс

  • проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
  • готовность к самоопределению в социуме.
  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

Содержание программы

1 класс «Мой дом — моя крепость»

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«Спорт и здоровье» — формировать понимание значимости здорового образа жизни;

— мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.

«Азбука Здоровья»

«Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки»

«Панорама развивающих курсов»

«Зимние забавы»

конкурс рисунков

беседа о режиме дня

знакомство со спортивными секциями и кружками в школе

 

«Труд и порядок» — формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. «Любимая школа — чистая школа»

«Содержи в порядке книжки и тетрадки»

«Как трудится моя семья»

экскурсия

беседа

выставка рисунков

«Патриот» — формировать нравственную культуру семьи;

— формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

«Ветеран живёт рядом»

«Достопримечательности нашего города»

«Символика родного края»

изготовление поздравительной открытки

фотовыставка

беседа

«Наука и образование» — формировать любознательность, интерес к знаниям. «Мои любимые уроки»

«Мы уже писать умеем»

«Кто лучше считает?»

«Клуб Почемучек»

викторина — игра

поздравительная открытка

математический ринг

 

 

 

«Досуг» — создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. «День рожденья только раз в году!»

«Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

праздник

концерт для мам и бабушек

«Мир прекрасного» — показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;

— направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

«Помоги братьям меньшим»

«Птицам нужна помощь»

«Алло, мы ищем таланты!»

«Картинная галерея»

акция » Помощь зоопарку»

изготовление кормушек, рейды «Проверь кормушку»

час творчества

путешествие в мир творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 класс «Что такое — хорошо, что такое — плохо?»

НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
«Спорт и здоровье» — формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. «Полезные привычки»

«Осенний кросс»

«Весёлые старты»

«Береги здоровье смолоду»

викторина

соревнование в параллели классов

спортивный праздник

конкурс семейных плакатов

«Труд и порядок» — приобщать к общественно — полезной деятельности «Книжкина больница»

«Данила — мастер»

Операция «Чистюлька»

операция

выставка — конкурс

трудовой десант

«Патриот» — приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;

— знакомить с общественно — политической жизнью страны.

«Герои города в названиях улиц» «Подарок ветерану»

«Символика России»

обзорная экскурсия

 

 

«Наука и образование» — расширять кругозор;

— воспитывать культуру умственного труда.

Праздник первой отметки

Лингвистический кросс

Математический кросс

«Что? Где? Когда?»

утренник

интеллектуальный конкурс

«Досуг» — создавать условия для проявления творческой индивидуальности;

— воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

«Кто что любит и умеет делать»

«А, ну-ка, мальчики»

«В стране Мультфильмии»

«О бабушках и дедушках»

конкурс- викторина

игра — соревнование на открытом воздухе

игра -путешествие

устный журнал

«Мир прекрасного» — создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

— приобщать к традициям школьного коллектива.

«Ярмарка чудес»

«Тропинка школьная моя»

«Мы крутим глобус»

творческий конкурс

создание классного альбома

стендовый доклад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс «Мир человеческих чувств»

НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
«Спорт и здоровье» — формировать способности управлять своим здоровьем. «Скажем:»НЕТ!» вредным привычкам»

«Мои спортивные успехи и достижения»

театрализация

круглый стол

«Труд и порядок« — развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. «Кто работы не боится, у того она и спорится»

Образ лицеиста

«Мои поручения в классе и дома»

субботник

конкурс

отчёт

«Патриот» — формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого. «С чего начинается Родина?»

«Дети — герои»

«Имею право. Мои права»

дискуссия

 

игра

«Наука и образование« — приобщать к разнообразной творческой деятельности;

— формировать потребность в самообразовании.

Олимпиада по русскому языку

Математическая олимпиада

Литературная викторина

«Я — исследователь»

интеллектуальный конкурс
«Досуг» — формировать желание проявлять творческую инициативу. «Сотвори солнце в себе»

«Рыцарский турнир»

Операция «Новый год»

Проводы зимы

акция добра

праздник

изготовление игрушек на городские ёлки

праздник «Масленица»

«Мир прекрасного« — формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;

— создать атмосферу взаимной заинтересованности

«Самым любимым и родным:»

«Прекрасное в моей жизни»

«Правила хорошего тона»

«Учимся правильно жить и дружить»

«Сделай мир добрее»

конкурс стихов

коллаж

учебная игра

практическая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс «Жизнь дана на добрые дела»

НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
«Спорт и здоровье» — формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. «Посеешь привычку — пожнёшь характер»

«Экологическая тропа»

«Всей семьёй — на старт!»

устный журнал

игра — путешествие

семейная спартакиада

«Труд и порядок» — формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. «Порядок в труде — порядок в знаниях»

«Школьный двор — лучший двор«

рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома

трудовая акция

«Патриот» — развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;

— обучать пониманию смысла человеческого существования.

«Природа родного края»

«Не лозунги, а дела»

«У войны не женское лицо»

Оказание помощи ветеранам войны

«Жизнь дана на добрые дела»

посещение Краеведческого музея

акция

исследовательская деятельность

ярмарка

круглый стол в кругу друзей

«Наука и образование» — создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. Предметные олимпиады

Интеллектуально — творческий марафон

Фестиваль Знаний и творчества

интеллектуальный конкурс

смотр достижений выпускников начальной школы

 

 

«Досуг» — учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

— поддерживать и направлять работу органов самоуправления.

«Мои интересы, мои возможности»

Поход в лес

«Я умею, я могу, я хочу»

«Помоги другу»

беседа

путешествие

отчёт о выполнении обязанностей

акция помощи детским домам.

«Мир прекрасного» — формировать желание активно преобразовывать действительность Литературно-музыкальная гостиная «В мире прекрасного»

«Школьные годы чудесные:»

«Гармония в природе»

поисковая работа

выпуск газеты

экологический плакат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие классного руководителя с родителями.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • психолого — педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

 

основные направления формы работы с семьёй
психолого — педагогическое просвещение родителей родительские университеты
индивидуальные и тематические консультации
родительские собрания
 
 
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс дни творчества
открытые уроки и внеклассные мероприятия
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально — технической базы школы и класса
 
 
участие в управлении учебно-воспитательным процессом участие родителей класса в работе  педагогического совета школы
участие родителей класса в работе родительского комитета школы

 

 

 

 

 

 

Калейдоскоп родительских собраний

Срок проведения

Тема собрания

Ответственные

Подготовительный период

май Условия приёма детей в 1 класс. администрация школы, психолог, учитель
июнь Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. администрация школы, психолог, учитель

1 класс

сентябрь Младший школьник: особенности развития. учитель, психолог
октябрь Трудности адаптации первоклассников. учитель, психолог
декабрь Родителям о внимании и внимательности. учитель
февраль Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? учитель, психолог
апрель Итоги адаптации первоклассников. учитель
май Перелистывая страницы учебного года. учитель

2 класс

I четверть Особенности учебников, по которым учатся дети. учитель
II четверть Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. учитель
III четверть Причины и последствия детской агрессии. учитель, психолог
IV четверть Поощрение и наказание детей в семье. учитель, родительский актив

3 класс

I четверть Семейные праздники и их значение для ребёнка. учитель
II четверть Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. учитель, библиотекарь, психолог
III четверть Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. учитель
IV четверть Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. врач, учитель

4 класс

I четверть Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. врач, учитель
II четверть Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. учитель
III четверть Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. учитель
IV четверть Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» учитель

 

 

 

 

Результативность реализации Программы

При реализации программы  мы получаем следующие результаты:

к пятому классу у учащихся ведущими качествами личности выступают: гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, организованность, ответственность за родных, близких, друзей, вежливость, деликатность, исполнительность и инициатива; стремление к ведению здорового образа жизни; бережливое отношение к природе; знание культуры родного края.

 

 

 

 

 

 

                                                       Литература

 

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос — Пресс, 2001.
  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. — М.: Вербум-М, 2000.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 — М.: ВАКО, 2007.
  5. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. — М.: ГИЦ Владос, 2002.
  6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями — М.: 5 за знания, 2005.
  7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. — М.: ВАКО, 2005.

8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные

мероприятия.2 класс. — М.: ВАКО, 2005.

9.Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. –

3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1986. – 192с.

10.Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Екатеринбург: “Арго”, 1997. – 192с.

11.Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия 1–4 класс. – 3-е изд. перераб. И

доп.- М.:ВАКО, 2007.- 272 с.- (Мозаика детского отдыха).

12.Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа,

1997.- 336с.

13.Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1–4 классы.

+ Новые собрания. М.: “ВАКО”, 2005, 256с.– ( Педагогика. Психология.

Управление).

 форма для пасхи купитьимплант