Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 100
с углубленным изучением отдельных предметов
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
классного руководителя Ильиной Ж.В.
г. Нижний Новгород
2011 г.
Пояснительная записка
С поступлением в школу круг общения ребенка расширяется, повышаются требования к его поведению. Если между ребенком-дошкольником и окружающей его жизнью посредником почти всегда является взрослый, то школьнику часто приходится самостоятельно решать, как вести себя, как поступить в той или иной ситуации. Бесконфликтному, уверенному вхождению ребенка в широкий круг общения поможет знание правил культурного поведения, правил современного этикета. Нужно объяснить ему, что такое общественные места и почему в них следует соблюдать определенные правила поведения. Это места, в которых собирается много людей: транспорт, театры, кинотеатры, концертные залы, музеи, столовые, кафе, рестораны, магазины, школа, класс, детский сад, который он раньше посещал. Люди отличаются друг от друга: старшие и младшие, мальчики и девочки, мужчины и женщины; у каждого свои взгляды, интересы, желания. Соблюдение правил поведения позволяет, не ущемляя интересов окружающих, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации.
Предъявление единых требований к поведению учеников составляет обязательное условие в работе по воспитанию культуры поведения и раскрытию способностей каждой отдельной личности“ …Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса”, – писал А. С. Макаренко.
Программа по воспитательной работе в начальной школе представляет собой системную целенаправленную работу по воспитанию основных правил культурного поведения и воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально — значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Возраст школьников, участвующих в реализации Программы – 7–10 лет (обучающиеся 1–4-х классов).
Методы и формы
- беседы и наблюдения
- классные часы
- занятия- практикумы
- экскурсии, экологические и фольклорные экспедиции
- тематические праздники и вечера
- устные журналы
- дискуссии
- конкурсы
- игры, соревнования
- родительские собрания в различных формах
Актуальность Программы
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье — это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно — воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем идейно- нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Цель воспитательной работы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
- Развивать умение общаться и
сотрудничать с товарищами,
родителями, педагогами.
- Создавать условия для развития
творческих и интеллектуальных
способностей детей.
- Создавать условия для поддержания
стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность,
расширять возможности для развития
трудовых, художественно-
эстетических умений и навыков.
- Формировать культуру поведения.
1 класс
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления.
3 класс
- проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме.
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Содержание программы
1 класс «Мой дом — моя крепость»
НАПРАВЛЕНИЕ |
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ |
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«Спорт и здоровье» | — формировать понимание значимости здорового образа жизни;
— мотивировать на посещение спортивных кружков и секций. |
«Азбука Здоровья»
«Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки» «Панорама развивающих курсов» «Зимние забавы» |
конкурс рисунков
беседа о режиме дня знакомство со спортивными секциями и кружками в школе
|
«Труд и порядок» | — формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. | «Любимая школа — чистая школа»
«Содержи в порядке книжки и тетрадки» «Как трудится моя семья» |
экскурсия
беседа выставка рисунков |
«Патриот» | — формировать нравственную культуру семьи;
— формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. |
«Ветеран живёт рядом»
«Достопримечательности нашего города» «Символика родного края» |
изготовление поздравительной открытки
фотовыставка беседа |
«Наука и образование» | — формировать любознательность, интерес к знаниям. | «Мои любимые уроки»
«Мы уже писать умеем» «Кто лучше считает?» «Клуб Почемучек» |
викторина — игра
поздравительная открытка математический ринг
|
«Досуг» | — создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | «День рожденья только раз в году!»
«Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» |
праздник
концерт для мам и бабушек |
«Мир прекрасного» | — показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;
— направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. |
«Помоги братьям меньшим»
«Птицам нужна помощь» «Алло, мы ищем таланты!» «Картинная галерея» |
акция » Помощь зоопарку»
изготовление кормушек, рейды «Проверь кормушку» час творчества путешествие в мир творчества |
2 класс «Что такое — хорошо, что такое — плохо?»
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«Спорт и здоровье» | — формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | «Полезные привычки»
«Осенний кросс» «Весёлые старты» «Береги здоровье смолоду» |
викторина
соревнование в параллели классов спортивный праздник конкурс семейных плакатов |
«Труд и порядок» | — приобщать к общественно — полезной деятельности | «Книжкина больница»
«Данила — мастер» Операция «Чистюлька» |
операция
выставка — конкурс трудовой десант |
«Патриот» | — приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;
— знакомить с общественно — политической жизнью страны. |
«Герои города в названиях улиц» «Подарок ветерану»
«Символика России» |
обзорная экскурсия
|
«Наука и образование» | — расширять кругозор;
— воспитывать культуру умственного труда. |
Праздник первой отметки
Лингвистический кросс Математический кросс «Что? Где? Когда?» |
утренник
интеллектуальный конкурс |
«Досуг» | — создавать условия для проявления творческой индивидуальности;
— воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. |
«Кто что любит и умеет делать»
«А, ну-ка, мальчики» «В стране Мультфильмии» «О бабушках и дедушках» |
конкурс- викторина
игра — соревнование на открытом воздухе игра -путешествие устный журнал |
«Мир прекрасного» | — создавать условия для творческой самореализации обучающихся;
— приобщать к традициям школьного коллектива. |
«Ярмарка чудес»
«Тропинка школьная моя» «Мы крутим глобус» |
творческий конкурс
создание классного альбома стендовый доклад |
3 класс «Мир человеческих чувств»
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«Спорт и здоровье» | — формировать способности управлять своим здоровьем. | «Скажем:»НЕТ!» вредным привычкам»
«Мои спортивные успехи и достижения» |
театрализация
круглый стол |
«Труд и порядок« | — развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. | «Кто работы не боится, у того она и спорится»
Образ лицеиста «Мои поручения в классе и дома» |
субботник
конкурс отчёт |
«Патриот» | — формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого. | «С чего начинается Родина?»
«Дети — герои» «Имею право. Мои права» |
дискуссия
игра |
«Наука и образование« | — приобщать к разнообразной творческой деятельности;
— формировать потребность в самообразовании. |
Олимпиада по русскому языку
Математическая олимпиада Литературная викторина «Я — исследователь» |
интеллектуальный конкурс |
«Досуг» | — формировать желание проявлять творческую инициативу. | «Сотвори солнце в себе»
«Рыцарский турнир» Операция «Новый год» Проводы зимы |
акция добра
праздник изготовление игрушек на городские ёлки праздник «Масленица» |
«Мир прекрасного« | — формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;
— создать атмосферу взаимной заинтересованности |
«Самым любимым и родным:»
«Прекрасное в моей жизни» «Правила хорошего тона» «Учимся правильно жить и дружить» «Сделай мир добрее» |
конкурс стихов
коллаж учебная игра практическая игра
|
4 класс «Жизнь дана на добрые дела»
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«Спорт и здоровье» | — формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. | «Посеешь привычку — пожнёшь характер»
«Экологическая тропа» «Всей семьёй — на старт!» |
устный журнал
игра — путешествие семейная спартакиада |
«Труд и порядок» | — формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. | «Порядок в труде — порядок в знаниях»
«Школьный двор — лучший двор« |
рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома
трудовая акция |
«Патриот» | — развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;
— обучать пониманию смысла человеческого существования. |
«Природа родного края»
«Не лозунги, а дела» «У войны не женское лицо» Оказание помощи ветеранам войны «Жизнь дана на добрые дела» |
посещение Краеведческого музея
акция исследовательская деятельность ярмарка круглый стол в кругу друзей |
«Наука и образование» | — создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Предметные олимпиады
Интеллектуально — творческий марафон Фестиваль Знаний и творчества |
интеллектуальный конкурс
смотр достижений выпускников начальной школы
|
«Досуг» | — учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
— поддерживать и направлять работу органов самоуправления. |
«Мои интересы, мои возможности»
Поход в лес «Я умею, я могу, я хочу» «Помоги другу» |
беседа
путешествие отчёт о выполнении обязанностей акция помощи детским домам. |
«Мир прекрасного» | — формировать желание активно преобразовывать действительность | Литературно-музыкальная гостиная «В мире прекрасного»
«Школьные годы чудесные:» «Гармония в природе» |
поисковая работа
выпуск газеты экологический плакат |
Взаимодействие классного руководителя с родителями.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого — педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого — педагогическое просвещение родителей | родительские университеты |
индивидуальные и тематические консультации | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально — технической базы школы и класса | |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе педагогического совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета школы |
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения |
Тема собрания |
Ответственные |
Подготовительный период |
||
май | Условия приёма детей в 1 класс. | администрация школы, психолог, учитель |
июнь | Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. | администрация школы, психолог, учитель |
1 класс |
||
сентябрь | Младший школьник: особенности развития. | учитель, психолог |
октябрь | Трудности адаптации первоклассников. | учитель, психолог |
декабрь | Родителям о внимании и внимательности. | учитель |
февраль | Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? | учитель, психолог |
апрель | Итоги адаптации первоклассников. | учитель |
май | Перелистывая страницы учебного года. | учитель |
2 класс |
||
I четверть | Особенности учебников, по которым учатся дети. | учитель |
II четверть | Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. | учитель |
III четверть | Причины и последствия детской агрессии. | учитель, психолог |
IV четверть | Поощрение и наказание детей в семье. | учитель, родительский актив |
3 класс |
||
I четверть | Семейные праздники и их значение для ребёнка. | учитель |
II четверть | Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. | учитель, библиотекарь, психолог |
III четверть | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | учитель |
IV четверть | Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. | врач, учитель |
4 класс |
||
I четверть | Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. | врач, учитель |
II четверть | Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. | учитель |
III четверть | Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. | учитель |
IV четверть | Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» | учитель |
Результативность реализации Программы
При реализации программы мы получаем следующие результаты:
к пятому классу у учащихся ведущими качествами личности выступают: гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, организованность, ответственность за родных, близких, друзей, вежливость, деликатность, исполнительность и инициатива; стремление к ведению здорового образа жизни; бережливое отношение к природе; знание культуры родного края.
Литература
- Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос — Пресс, 2001.
- Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. — М.: Вербум-М, 2000.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 — М.: ВАКО, 2007.
- Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. — М.: ГИЦ Владос, 2002.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями — М.: 5 за знания, 2005.
- Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. — М.: ВАКО, 2005.
8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные
мероприятия.2 класс. — М.: ВАКО, 2005.
9.Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. –
3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1986. – 192с.
10.Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Екатеринбург: “Арго”, 1997. – 192с.
11.Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия 1–4 класс. – 3-е изд. перераб. И
доп.- М.:ВАКО, 2007.- 272 с.- (Мозаика детского отдыха).
12.Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа,
1997.- 336с.
13.Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1–4 классы.
+ Новые собрания. М.: “ВАКО”, 2005, 256с.– ( Педагогика. Психология.
Управление).